Елене Яковлевой не нужна «субстанция». Любимой актрисе 64 года, но она продолжает вдохновлять и удивлять

5 марта 2025
5 марта народная артистка отмечает день рождения: вспомним, как начинался ее путь и за какие роли любит ее публика

Мы видели ее юной и дерзкой и совсем старой, даже древней! Умной и расчетливой, а потом импульсивной и страдающей, комичной и очень серьезной. Елена Яковлева не скрывает, что боится стареть, но при этом выглядит намного моложе реального возраста и готова по пять часов сидеть в гримерке ради накладных морщин. Вот такая она — любимая миллионами народная артистка, человек-контраст.

Харьков не оценил, а Москва — рыдала

Елена родилась в семье военного и сотрудницы научного института в Житомирской области. Как и большинство офицерских семей, они часто переезжали, менялись школы, классы, одноклассники. Возможно, именно это научило будущую кинозвезду адаптироваться к любым обстоятельствам. И пока ее стыдили за плохую учебу, она мечтала стать артисткой.

Попытка поступить в Харьковский институт культуры провалилась, строгая комиссия не увидела в абитуриентке «сценической заразительности». Теперь, спустя столько ярких ролей, трудно даже представить, чтобы талантливая девушка могла услышать что-то подобное. Главное, что вердикт не отбил охоту идти в профессию. Рук Елена не опустила, а заработала денег — вчерашняя школьница трудилась и на заводе, и библиотекарем, купила билет в Москву и решилась покорять ГИТИС.

В интервью актриса вспоминала, что сразила столичное жюри с первых секунд. На вступительном испытании она играла Катюшу Маслову из «Воскресения» Толстого. В книге было написано, что героиня рухнула на колени, и Яковлева тоже рухнула. Разбив о дощатый пол и торчащие гвозди ноги. Но хуже всего, что она оказалась практически под столом, за которым сидела комиссия, а поскольку мизансцена не останавливалась ни на минуту, тем пришлось встать, чтобы увидеть выступление провинциальной абитуриентки.

То, что жюри одного из главных театральных вузов страны смотрело на нее стоя, было только началом триумфа. В басне Елена уже была с перепачканным тушью лицом — слезы лились от разбитых коленей Катюши Масловой. А поскольку она планировала изображать ворону и лису, то усилила образ птицы эффектным заскоком на стул. Лиса же в ее исполнении кружила вокруг стула, олицетворявшего дерево. 

В очередной раз ворона промахнулась, и Яковлева мало того, что рухнула, еще и оказалась в плену спинки стула. Пока ее вытаскивали, комиссия рыдала от хохота. А когда неунывающая абитуриентка заявила, что теперь будет лирика, остановить истерику уже было невозможно. Она, конечно же, поступила.

В «Современник» единогласно

Впервые на киноэкранах Яковлева появилась еще студенткой. В музыкальной комедии «Двое под одним зонтом» Елена оказалась в окружении именитых звезд, но без приключений и тут не обошлось. Перед пробами на Одесской киностудии студентка сильно обгорела на пляже, но в фильм все-таки попала.

Так же, на первый взгляд легко и шутя, она оказалась в одном из лучших театров страны — «Современнике». Но на самом деле устроиться работать без столичной прописки начинающей артистке было крайне сложно. А вот за Елену Яковлеву труппа театра, включая руководителя — Галину Волчек, проголосовала единогласно. Разглядели талант.

Союз был долгий, крепкий и очень плодотворный. За три десятилетия актриса блистательно сыграла в лучших постановках — «Три сестры», «Пигмалион», «Вишневый сад», «Играем... Шиллера!», «Бесы», «Гроза», «Пять вечеров». Однажды Яковлева уходила из театра, потом вернулась, и снова, но уже окончательно, ушла. Истинных причин никто не знает, но Галина Волчек всегда отзывалась о Елене Яковлевой очень тепло, и актриса ни разу не позволила себе уронить авторитет театра.

«Назвала бы сына Галей!»

Елена Алексеевна, несмотря на харизму и яркость, вообще оказалась верным и стабильным человеком, причем во всех сферах жизни. Ее второй брак продолжается уже больше 35 лет. Первый — с сокурсником Сергеем Юлиным, был мимолетным, юным и незрелым, как и сами молодожены. В мае 1984-го, на пике влюбленности, они подали заявление, купили льняное платье в магазине народных промыслов, а свадьбу отпраздновали в ресторане «Славянский базар». А через полгода без лишней драмы расстались — Сергей уехал работать режиссером в родную Читу.

С нынешним супругом Валерием Шальных Елена познакомились в «Современнике». Они долго дружили, а расписались только в 1990 году. Бывали и ссоры, конечно, и до развода доходило, как вспоминала актриса, но примирила их любовь к собакам. У пары и сейчас несколько питомцев в загородном доме. Удивительно, но актриса находит время, чтобы выращивать там еще и цветы с клубникой, но муж как-то признался, что приезжая туда она все-таки больше отсыпается.

У пары уже взрослый сын — Денис Шальных, который одно время был даже популярнее в таблоидах, чем мама. Молодого человека долго не могли оставить в покое из-за многочисленных татуировок, которые он то набивал, то сводил. Актриса даже стала возмущаться, требуя, чтобы эту неинтересную тему прекратили муссировать.

А вот с именем сына связана забавная история. В ожидании ребенка супруги рассматривали два имени — Филипп и Денис, но от первого актриса отказалась, увидев неудачное выступление Филиппа Киркорова. А когда мальчик родился и был наречен Денисом, то Яковлева с ужасом осознала, что и у Галины Волчек сын Денис, и в театре злые языки сочтут ее выбор подхалимством. Так и было, ее не раз пытались уличить в том, что имя для сына она выбрала, лишь бы угодить Волчек. На что Елена отвечала, что она в таком случае назвала бы сына сразу Галей!

Интердевочка, следователь, шапокляк и Баба-яга

Трудно поверить, что актрисе, которая прекрасно выглядит, поддерживает идеальную форму, исполнилось 64 года. Среди ее киноролей сложно выбрать самые яркие, но мы попробуем.

«Интердевочка» (1989)

Образ Тани Зайцевой, медсестры, которая подрабатывает валютной проституткой и мечтает о том, чтобы выйти замуж и уехать за границу, превратил Елену Яковлеву в звезду невероятного масштаба. Фильм Петра Тодоровского стал фаворитом проката 1989 года, а по опросу журнала «Советский экран» Елена Яковлева была названа лучшей актрисой.

На главную роль претендовали не менее яркие Татьяна Догилева, Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова, которые исполнили потом других персонажей в этой драме. Яковлева долго переживала, что не справится, но после драматических сцен ни у кого сомнений в правильном выборе уже не оставалось.

Популярность «Интердевочки» долгие годы была бешеной, дошло до того, что поклонники писали о намерении жениться даже из тюрем, а кто-то и в реальной жизни воспринимал актрису как ее киногероиню.

«Анкор, еще анкор!» (1992)

Еще один фильм Петра Тодоровского, где Яковлева сыграла одну из главных ролей, получил широкое признание и был награжден несколькими престижными премиями, включая «Нику» за лучший игровой фильм, приз за лучший сценарий на Всемирном фестивале в Токио и главный приз Открытого фестиваля «Кинотавр» в Сочи. Елена Яковлева также получила «Нику» за лучшую женскую роль.

Действие в «Анкор, еще анкор!» происходит зимой 1946 года в небольшом военном гарнизоне. Сюжет вращается вокруг полковника Виноградова, который живет с офицером медслужбы Любой Антиповой, не разведясь с женой Тамарой. На фоне этих событий происходит ряд комических и драматических ситуаций, которые раскрывают проблемы послевоенного общества.

«Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992)

В этой драме Елена Яковлева сыграла роль Анны, красивой и одинокой женщины, встречающейся с волевым и жестким мужчиной Виктором. История разворачивается вокруг сложных отношений между людьми и животными, что делает фильм «Воспитание жестокости у женщин и собак» по-настоящему запоминающимся. Многие поклонники считают именно его лучшим в карьере актрисы.

«Каменская» (1999 — 2011)

В мегапопулярном проекте Елена Яковлева сыграла следователя Анастасию Каменскую, блестящего аналитика, способного разгадывать самые сложные преступления. В сериале «Каменская», который имел несколько сезонов, сошлись и хорошая детективная линия, и талантливая игра, и привлекательный образ женщины-сыщика.

«Вангелия» (2013)

Сериал про знаменитую прорицательницу «Вангелия» был обречен на успех, тем более, что сценаристы взяли за основу наиболее интересные страницы ее биографии. От роли Ванги отказались несколько знаменитых актрис, а вот бесстрашная Елена Яковлева согласилась. Ей по пять часов делали особый грим, который одновременно и состаривал лицо, и оставлял мимику подвижной. А когда звезда почувствовала себя плохо на спектакле и пережила клиническую смерть, поползли слухи о том, что это проклятие ясновидящей.

«Последний богатырь: Посланник Тьмы» (2021)

Баба Яга в исполнении Елены Алексеевны — вполне достойный конкурент ведьмам Георгия Милляра, который много десятилетий считался лучшим в этом образе. Яга из «Последнего богатыря» сыплет юмором, она находчива, верна, добра и не теряет женской привлекательности. Франшиза в нескольких частях очень популярна, и вклад актрисы в успех — очевиден.

«Чебурашка» (2023)

Такой Шапокляк тоже мало кто мог себе представить. Властная, привлекательная, стильная — пусть и небольшая роль Риммы, владелицы шоколадной фабрики, запомнилась экстравагантными костюмами и необычными шляпками. 

«Свет» (2023)

Экзистенциальная драма, где Елена Яковлева сыграла одну из лучших драматических ролей в карьере. Фильм вызвал волну восторга на Выборгском кинофестивале. «Свет» рассказывает историю Татьяны Сергеевны, социального работника, которая на пороге своего 60-летия возвращается в прошлое и вспоминает о трагическом событии из своей юности. 

«Свет» — пронзительная картина, которая затрагивает вечные темы любви, дружбы и важности диалога между значимыми людьми. Она предлагает зрителям задуматься о том, как сохранить свет внутри себя и не потерять связь с прошлым.