
Без малого 50 лет прошло с момента любимой экранизации культового романа Александра Дюма, а мы до сих пор помним песни из этого фильма наизусть. Цитируем главных героев. Для миллионов зрителей они стали символами бесшабашной молодости, влюбленности, харизмы, дружбы и благородства.
Что стало с невероятно обаятельными мушкетерами? Как сложились судьбы Михаила Боярского, Валентина Смирнитского, которому сегодня исполнился 81 год, чем занят Вениамин Смехов, почему так рано ушел Игорь Старыгин, расскажем в статье.
Портос еще в строю

Воплощение жизнелюбия, силы и добродушия, человек громадного роста и недюжинной физической мощи, который обожает вкусно поесть, выпить вина, повеселиться в хорошей компании и не прочь похвастаться своими подвигами. Портос Валентина Смирнитского честен, немного простодушен и порой доверчив, но всегда готов броситься на помощь друзьям.
Талантливый актер сумел наполнить этот образ особым обаянием и жизненной энергией. Хотя сам он был довольно стройным, с помощью грима и накладок убедительно перевоплотился в крупного мушкетера-эпикурейца. Роль Портоса принесла Смирнитскому всесоюзную славу, хотя и стала для него своеобразным «ярлыком» — многие годы его ассоциировали только с этим персонажем. Но Смирнитский относился к своему звездному часу с иронией и достоинством.
Нужно признать, народный артист России, заслуженный артист РСФСР, кавалер многочисленных наград Валентин Георгиевич Смирнитский, которому 10 июня исполнился 81 год, — один из самых харизматичных и разноплановых актеров своего поколения. Родился он в Москве за год до Победы 1945 года, отца забрала война.
В мирные годы глава семейства работал главредом Центральной студии документальных фильмов, мама трудилась в сфере кинопроката. Детство будущего мушкетера прошло в коммуналке на Арбате, паренек считался не слишком прилежным учеником, был даже исключен из школы за драку, аттестат получил в вечерке, днем подрабатывал почтальоном.
Несмотря на трудности, в 1965 году Смирнитский стал выпускником Театрального училища имени Щукина, учился вместе с Андреем Мироновым, Валентиной Малявиной, Никитой Михалковым. Получил приглашения сразу в несколько театров, выбрал Ленком, потом больше 30 лет служил в Театре на Малой Бронной.
В кино Валентин Смирнитский дебютировал еще студентом, снявшись в эпизоде «Я шагаю по Москве». А в 1978 году по воле случая и приглашению режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича стал главным Портосом страны. К слову, эту роль он сыграл еще не один раз, но об этом чуть позже.
Всю жизнь Смирнитский активно снимался, но главных ролей было немного. И все же популярность была бешеная, каждый фильм, киножурнал «Фитиль» или «Ералаш» с его участием становились популярными. Был даже момент, когда коллеги говорили, что Андрей Миронов и внешне, и талантом похож на Валентина Смирнитского.
В 1990-е популярный артист дублировал иностранные фильмы и мультфильмы, забавно, что именно он озвучивал Портоса в зарубежных экранизациях, в том числе в «Человеке в железной маске» с Жераром Депардье.
В последние годы Валентин Георгиевич продолжает работать в театре, участвует в антрепризах и гастролирует по всей стране. Несмотря на проблемы со зрением, он находится в отличной форме и не собирается уходить со сцены. Уже сам Смирнитский стал героем нескольких документальных фильмов, а его жизнелюбие, ирония и независимость до сих пор вызывают уважение у коллег и зрителей.
Д’Артаньян в шляпе и поет
Бесстрашный и неунывающий гасконец, дерзкий и обаятельный авантюрист с искренней верой в дружбу и справедливость. Михаил Боярский наполнил своего героя живостью, страстью, азартом, особым юмором и, разумеется, тем самым голосом с узнаваемой хрипотцой.
Для актера яркая роль также стала судьбоносной. Изначально режиссер видел его в роли Рошфора, а на главную роль пробовались Александр Абдулов и даже Владимир Высоцкий, но именно благодаря поддержке композитора Максима Дунаевского и собственной харизме Боярский сыграл главного персонажа. Он сам пел, сам выполнял большинство трюков. Признавался, что считает д’Артаньяна человеком с массой недостатков, однако именно это и делало его таким живым. Пережив бешеную популярность, Боярский с иронией и теплом до сих пор возвращается к этому образу на сцене и в жизни.
К слову, театральную и кинокарьеры Михаил Сергеевич всегда успешно совмещал с певческой, записывал песни, многие из которых стали хитами — например, «Зеленоглазое такси» и «Синий троллейбус». Его харизма и узнаваемый образ со шляпой и усами стали частью массовой культуры, даже молодежь прекрасно знает Боярского по тысячам мемов в соцсетях. Он был ведущим телепередач, снимался в новых фильмах, а также стал символом фанатского движения футбольного клуба «Зенит».
Несмотря на возраст, Михаил Боярский продолжает активно работать, участвовать в концертах и общественной жизни, носит звание Народного артиста РСФСР.
Атос пишет книги
Образ Атоса в исполнении Вениамина Смехова стал одним из самых глубоких и многогранных в фильме. Этот благородный, мудрый, страдавший человек носит в душе тяжелое бремя прошлого. Смехов идеально подошел на роль аристократа с тонким чувством чести и справедливости, обладающего сдержанной силой и глубокой эмоциональностью.
Кстати, один из любимых у зрителей эпизодов — момент, когда Атос исполняет песню «Есть в графском парке черный пруд». Голос принадлежит другому артисту, но именно Смехов создал образ гордого, страдающего мушкетера и оставил незаживающую рану в сердцах поклонников.
Вениамин Смехов не ограничился одной ролью: он снялся в десятках картинах, поставил множество драматических и оперных спектаклей, в том числе за рубежом, выпустил несколько книг — воспоминания, сборники стихов, эссе о театре и кино. Смехов активно участвует в культурной жизни: ведет литературные вечера, читает лекции, занимается озвучиванием аудиокниг и радиоспектаклей.
Арамис перешел в мир духовный
Утонченный, обаятельный, аристократичный «ловелас» — Арамис Игоря Старыгина стал секс-символом советского кино. Актер много импровизировал на съемках, добавляя реплики и детали, которые делали образ таким особенным. За время работы над фильмом Старыгин научился верховой езде и самостоятельно выполнял трюки. Хотя режиссер решил переозвучить Арамиса из-за особенностей произношения Старыгина, это не умаляет его вклада в историю кино.
Среди других заметных работ актера — фильмы «Доживем до понедельника», «Государственная граница», «Адъютант его превосходительства». Игорь Старыгин был очень популярен у зрителей, но его личная жизнь складывалась непросто. Он пережил несколько разводов, сталкивался с проблемами со здоровьем. В последние годы жизни артист мало снимался и появлялся на публике. Ушел из жизни Игорь Владимирович в 2009 году после инсульта, но его продолжают любить за прекрасные роли.
Все, как у Дюма
Оглушительный успех оригинального фильма привел к созданию целой франшизы. В 1992 году на экраны вышли «Мушкетеры 20 лет спустя», а через год — «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя». В год смерти «Арамиса» актеры вновь встретились на съемочной площадке фильма «Возвращение мушкетеров». Каждый раз зрители с волнением и радостью ждали на экранах своих любимых героев, а актеры с самоиронией возвращались к ролям, которые уже стали частью их жизни.
Эти продолжения не только поддерживали интерес к оригинальной истории Дюма, но и позволяли увидеть, как меняются мушкетеры и сами артисты, как они взрослеют, мудреют, но не теряют авантюрного духа.
Судьбы их сложились по-разному. Были и тяжелые периоды — болезни, утраты, творческие кризисы. Но большинство из них сумели найти свое счастье в профессии, семье и творчестве.