
Альберта Филозова любят за честность, интеллигентность и умение создавать на экране и сцене особое пространство — спокойное, глубокое и очень человечное. Актер не был звездой в привычном смысле, но стал для многих символом таланта, который не кричит о себе, но и незамеченным не остается.
Редкий дар и магия тишины
Современники вспоминали, что когда на сцену выходил Альберт Леонидович, воздух в театре становился плотнее, а время текло медленнее. Филозов обладал редким даром: быть одновременно ненавязчивым и невообразимо притягательным. Его герои — люди с тонкой душой, часто чужие в своем времени, но всегда очень заметные и настоящие.
Альберт Филозов никогда не играл «в лоб». Ни в кино, ни в театре. Его актерская техника — это тонкая настройка, работа с нюансами, с дыханием, с паузой. Он одним взглядом мог сказать больше, чем другие — длинной тирадой. И лучшим доказательством может служить тот факт, что большинство его персонажей — второстепенные. Но кто видел их хоть раз, запомнил их навсегда!
Интеллигент вне времени. С завода на подмостки

Ничто в начале его жизни не предвещало творческого успеха. Сын репрессированного в 1937 году поляка-эмигранта, мама, от безысходности и голода устроившаяся работать киномехаником. Оттуда из ее рабочей будки Альберт увидел свои первые фильмы и навсегда полюбил этот жанр. Еще неплохо пел в хоре, пока голос в подростковом возрасте не сломался, тогда Филозов перешел в театральный кружок. И конечно, он очень много читал. Но после девятого класса отправился токарем на Свердловский завод, и оканчивал уже вечерку.
Тогда же судьба подбросила Филозову уникальный случай: выездная комиссия Школы-студии МХАТ ездила по стране в поисках талантов и разглядела его в юном токаре из заводской самодеятельности. Курс у актера был звездным — с ним учились Анатолий Ромашин, Александр Лазарев, Вячеслав Невинный. Но профессия давалась Филозову непросто. В театре Станиславского, где он начинал служить, ему доставались только роли второго и третьего плана.
Кто знает, может быть будущему народному артисту России мешала уникальная внешность? Утонченная, сдержанная, аристократическая — она не подходила для образов героев и уж тем более любовников, но идеально сочеталась с его внутренним миром. Филозов был настоящим интеллигентом — не по профессии, а по призванию. Тем ценнее, что многие его работы состоялись в детском кино, ставшем уже классикой.
Учил быть человеком, а сам бедствовал
Альберт Филозов был не только особенным актером, но и талантливым, самобытным педагогом, воспитавшим не одно поколение артистов. Его ученики во ВГИКе и ГИТИСе вспоминают, что мастер учил не только профессии, но и быть человеком, не терять себя в потоке событий и ролей.
Сам же он, несмотря на известность, всю жизнь практически бедствовал, жил то в гримерке, то в общежитии санатория, собственным жильем обзавелся только после семидесяти. Впрочем, и ушел из жизни Филозов не дома, а в квартире второй жены и сына. Говорили, что третья и самая любимая супруга забирать неизлечимо больного мужа к себе не захотела.
И только в своей работе Альберт Леонидович был счастлив без всяких «но». Вспомним несколько его ролей, которые знаем с детства, а если вы не смотрели эти фильмы, есть отличный повод сделать это в ближайшее время. В том числе со своими детьми.
«Тегеран-43», Шернер
Это остросюжетная драма о предотвращении покушения на лидеров антигитлеровской коалиции в Тегеране во время Второй мировой войны. Советские, французские и немецкие спецслужбы ведут опасную игру, где на кону — судьба мира.
Филозов сыграл немецкого офицера Фердинанда Шернера — расчетливого, безжалостного, но не лишенного трагизма. Его герой — не просто враг, а человек, заточенный долгом и холодной логикой. Съемки картины «Тегеран-43», к слову, проходили в Париже, и играть довелось с легендарным Аленом Делоном.
«Черная курица, или Подземные жители», учитель Иван Карлович
Экранизация знаменитой повести Антония Погорельского о мальчике Алеше, который попадает в волшебный подземный мир, очень атмосферна. В центре истории — взросление, испытания и первая встреча с настоящей добротой.
Учитель Иван Карлович в исполнении Филозова — воплощение милосердия, мудрости и веры в лучшее. Его герой — не строгий наставник, а друг и защитник, который помогает ребенку пройти через испытания. В сказке «Черная курица, или Подземные жители» Филозов играет тонко: чуть заметная улыбка, мягкий голос, внимательный взгляд. Его учитель такой, о котором мечтает каждый ребенок.
«Последняя осень», полковник Кафтанов
Драматическая история о милицейском полковнике, который сталкивается с моральными дилеммами в переломные для страны годы. На его плечах — ответственность за людей, за порядок, за собственную совесть.
Полковник Кафтанов — человек долга и внутреннего стержня. Филозов играет его сдержанно, но мощно: за внешней строгостью скрывается глубокая человечность, за словами — боль и сомнения. Персонаж «Последней осени» не идеален, но честен перед собой и перед другими, это портрет настоящего офицера.
«Мэри Поппинс, до свидания», Джордж Бэнкс
Несколько поколений детей обожали эту музыкальную сказку о самой знаменитой няне в мире. Она появляется в доме Бэнксов и меняет жизни всех вокруг. «Мэри Поппинс, до свидания» — история о чудесах, которые возможны, если в них верить.
Альберт Филозов играет главу семьи, типичного английского джентльмена, чопорного, рассудительного и строгого, но при этом не лишенного внутренней теплоты и готовности впустить в свою жизнь чудо. Его персонаж живет по правилам, ценит порядок и дисциплину, но постепенно учится принимать необычное и волшебное, которое приносит в дом няня Мэри.
«Рыжий, честный, влюбленный», папа-лис Ларсен
Детский фильм о приключениях лиса Ларсена и его семьи «Рыжий, честный, влюбленный» наполнен юмором, добротой и настоящими чувствами. Это история о том, как важно быть честным и верить в любовь. Он, кстати, не менее интересен и взрослой аудитории.
Папа-лис Ларсен — мягкий, заботливый, немного рассеянный, но всегда готовый прийти на помощь своему лисенку-романтику Людвигу, которого не устраивает плохая репутация лисьего семейства. Филозов играет этого персонажа с особым теплом: его герой — настоящий папа, который любит и поддерживает своих детей, учит их быть честными и добрыми. В этом образе — вся гамма чувств: от нежности до тревоги, от радости до грусти.
Если хочется вернуться в беззаботное детство, эта картина обязательна к просмотру.