Фильм «Третья молодость» основан на биографии великого артиста и танцовщика Мариуса Петипа, составившем славу французскому и российскому балету в середине XIX века. Картина начинается с отъезда молодого Мариуса из Парижа в далекий северный город Петербург. Петипа едет по приглашению российских властей, чтобы выступать на сцене крупнейшего в Европе Петербургского Большого театра. Этот поступок явился переломным в судьбе молодого танцовщика, ознаменовав его в истории российского балета как одного из самых выдающихся деятелей.
У русской актрисы первой половины XIX века Варвары Николаевны Асенковой была трагическая творческая судьба. Ее выступление в бенефисе актера Сосницкого имело большой успех, и следствием этого успеха было закрепившееся за Асенковой амплуа водевильной актрисы. Впоследствии она пыталась сыграть Эсмеральду на сцене Александринского театра, но ни публика, ни сам царь не остались довольны этой ролью. Пошли закулисные сплетни, закрутился узел театральных интриг. В личной жизни Варвара также не знала счастья. Умер ее жених, и она сама заболела чахоткой... История этой нелегкой жизни легла в основу фильма «Зеленая карета».
Молодой австрийский композитор Иоганн Штраус впервые посещает Российскую империю в 1856 году с гастролями. Король вальсов покорен Россией и красотой русских женщин. Особенное внимание Штрауса упало на аристократку Ольгу Смирнитскую. Девушка ответила композитору взаимностью, но ее родители воспрепятствовали их общению и заключению брака. Уехав из России с разбитым сердцем, Штраус написал пронзительный вальс «Прощание с Петербургом».
«Прощание с Петербургом» — мелодрама о днях пребывания австрийского композитора Иоганна Штрауса в России.