Александр Зацепин: "Песня - лотерея: не знаешь, понравится ли она". Он взял нужную тональность, нашел свою ноту, и мы ему за это безмерно благодарны! Сколько радости принес нам композитор своей музыкой к кинофильмам: "Песня про зайцев", "Остров невезения", "Есть только миг", "Волшебник-недоучка"… Как создавались любимые народом хиты и как ему работалось с Гайдаем и Пугачевой - об этом народный артист РФ Александр Зацепин расскажет в ток-шоу "Мой герой". Поверить в то, что улыбчивому и элегантному Александру Сергеевичу Зацепину 92 года решительно невозможно! Как невозможно представить, что десятки памятных с детства мелодий из кинофильмов и мультиков вышли из-под руки мастера. И в начале разговора с маэстро ведущая ток-шоу "Мой герой" Татьяна Устинова обращается к зрителям в студии с риторическим вопросом: "Где бы мы все были сегодня, если бы не эта музыка?" Действительно, трудно себе представить нашу жизнь, например, без "Песенки о медведях" из "Кавказской пленницы". А, между тем, режиссеру Леониду Гайдаю ее мелодия поначалу совсем не понравилась. - Гайдай - человек настроения, уперся - и ни в какую! - свидетельствует автор бессмертной мелодии. - Уж и Юра Никулин ему говорил, что сразу запомнил мотив, а он возражал, мол, надо чтобы народ потом пел, а артисты - не народ… Если бы его не уговорили сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский, мы бы с Леней Дербеневым уехали из Алушты, а с Гайдаем работал кто-нибудь другой. В конце концов, он махнул рукой: "Пусть Дербенев сочиняет слова!". И это не пустые слова, дескать, "уехали бы и все". Вот, скажем, композитор Никита Богословский и впрямь не ужился со строптивым режиссером. У Зацепина же другой взгляд на сочинительство. "Песня - это лотерея: напишешь и не знаешь, понравится ли она", - резюмирует Александр Сергеевич. После громкого успеха кинокомедии, быстро ставшей культовой не в последнюю очередь благодаря звучащим в ней зажигательным песенкам, сотрудничество молодого композитора и маститого кинорежиссера наладилось. Зацепин написал музыку для гайдаевских лент "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию" и "На Дерибасовской хорошая погода…". - Позднее Гайдай даже сетовал, что я не настоял и не написал песню для "Операции Ы…", - вздыхает Александр Сергеевич. - Была бы в фильме песня. Но тогда я с ним только познакомился и не решался настаивать. Конечно, невозможно было пройти мимо темы его совместной работы с примадонной отечественной эстрады Аллой Пугачевой. - Алла приходила ко мне в студию, и я проигрывал ей на рояле новую мелодию для фильма - слов пока еще не было, - вспоминает композитор. - Потом она сама садилась за рояль и по нотам играла - может быть, на тон выше. И мы находили нужную тональность. Ей позволялось сделать мелизмы (мелодические украшения звучания. - Прим. ред.), когда она меняла нотки. Как это в эстрадном пении - не сразу берется нота, а с "подъездом". Она это делала не нарочито, а там, где нужна была особая эмоция. А ведь есть исполнители, которые один и тот же прием повторяют из куплета в куплет. Ну, вы что-то другое придумайте! К слову, среди нынешней поросли эстрадников маэстро не видит артистов прежнего высочайшего уровня. - Искусство - синусоида: то подъем, то спад, - говорит Зацепин. - Сейчас мы находимся в самом низу. И это не только у нас, но и в Европе, и в Америке. Кто сегодня занял бы место Майкла Джексона? Нет никого! Где такие, как "Битлз"? В советское время звездой была Шульженко. Потом Пугачева. А сейчас нет никого такого уровня! Какой прогноз относительно возникновения будущих королей эстрадного жанра дает мастер, узнаем из программы. Как удалось уговорить автора "Старика Хоттабыча" дать разрешение на постановку одноименного зацепинского балета в Алма-Ате? Что студент Зацепин делал в бане с саксофоном? Зачем в студии ток-шоу "Мой герой" появились утиный манок и рулетка? Какой акробатический трюк 92-летнего Зацепина не может повторить Дмитрий Харатьян? Почему маэстро больше не пишет песен и переключился на мюзиклы? Об этом и многом другом - в программе "Мой герой"