МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) представит премьеру новой постановки оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Показы пройдут на Исторической сцене
"Над созданием спектакля трудилась международная команда. Постановку осуществляют маэстро Валерий Гергиев и Джанкарло дель Монако, всемирно известный итальянский режиссер, представитель знаменитой оперной династии, который также выступает в качестве сценографа, что делает в тандеме с испанским театральным художником Антонио Ромеро.
Костюмы, вдохновленные итальянской высокой модой, разработала Габриела Салаверри, в качестве художника по костюмам сотрудничающая с ведущими драматическими театрами у себя на родине, в Испании, и с музыкальными театрами — как в Испании, так и за ее пределами. Световую партитуру спектакля создает Евгений Подъездников, видеоконтент — Илья Старилов", — рассказали в пресс-службе.
Там же проинформировали, что главные партии репетируют Чжан Мэньвэнь, Полина Пелецкая, Екатерина Савинкова, Полина Шабунина, Гузель Шарипова (Джильда); Эльчин Азизов, Максим Аниськин, Ариунбаатар Ганбаатар, Александр Краснов (Риголетто); Константин Артемьев, Роман Коллерт, Павел Петров, Роман Широких (Герцог Мантуанский) и другие.
О новой постановке
Накануне премьеры мыслями о новой постановке «Риголетто» поделился режиссер Джанкарло дель Монако.
«Честно говоря, я и не помню, сколько раз ставил “Риголетто”. Эта опера, как и многие-многие другие, знакома мне практически с детства. Я родом из семьи огромных поклонников оперы: бабушка, отец и мама были оперными певцами, дед — музыкальным критиком. Во всей нашей семье царила только опера и ничего кроме оперы. И через эту огромную любовь я и постигал это искусство. К шестнадцати годам я знал наизусть по меньшей мере опер шестьдесят, ноту за нотой, слово за словом. Я очень хорошо изучил “Риголетто” и поэтому знаю, как подойти к этой опере как бы с другой, не совсем привычной стороны», — заявил режиссер, имея в виду свою новую постановку.
«Самое важное было для меня то, чтобы на сцене появились сегодняшние люди, из плоти и крови, и чтобы зрители себя в них узнали. Чтобы любой отец и мать стали переживать за Джильду. Чтобы любой бандит или богатый человек узнал себя в герцоге. Чтобы убийцам стало неловко. Потому что, когда действие происходит в
При этом он уточнил, что «ставил спектакль методом Станиславского», к тому же не избежал эстетики Достоевского. «Я всегда испытывал огромный интерес к русской культуре. Изучал великую русскую литературу, и мне кажется, в моем “Риголетто” есть что-то и от Достоевского, от его понимания драмы», — пояснил режиссер.
Восторженно отозвался он о совместной работе с Гергиевым. «Когда Валерий Гергиев только стал генеральным директором Мариинского театра, я был одним из первых режиссеров, к которым он обратился, и мы вместе поставили “Отелло”. Я до сих пор помню этот спектакль и всех артистов, хотя прошло уже почти тридцать лет. Мы вместе работали, общались, много говорили о театре. Мне кажется, не всегда важна пресловутая “совместная работа” как процесс. Главное — верить: то, что вы делаете, исходит из общей идеи. А мы сходимся в принципиальных моментах: как мы видим театр, как видим важность слова в музыкальном театре. Маэстро Гергиев для меня, наверное, самый харизматичный дирижер современности», — оценил Джанкарло дель Монако.
Об опере
Премьера «Риголетто» состоялась 11 марта 1851 года в Венеции в театре Ла Фениче. С первой же постановки опера имела большой успех, возраставший от спектакля к спектаклю, вскоре она появилась на сценах других итальянских театров, а затем перешагнула границы Италии. Опера была постановлена в 1857 году в Вене, затем в Пеште, Праге, Лондоне.
В России опера впервые была исполнена в Петербурге итальянской труппой в 1853 году, а на русском языке только спустя 15 лет — 6 ноября 1878 года. В Большом театре опера «Риголетто» ставилась 10 раз — с 1859 по 1989 год.
Последний раз на сцене Большого опера прозвучала в конце 2014 года — это была совместная постановка Оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе (Франция), Рейнской национальной оперы (Страсбург), Театра Ла Монне (Бельгия), Большого театра Женевы (Швейцария) и Большого театра России.