
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 февраля. /ТАСС/. Мариинский театр представит первую премьеру 2025 года — шедевр итальянской оперы — «Аиду» Верди в масштабной постановке знаменитого итальянского режиссера Джанкарло дель Монако. Показы пройдут на Новой сцене с 7 по 11 февраля, сообщила пресс-служба театра.
«“Аида” — это большая опера, гранд-опера, <…> и одновременно лирико-психологическая драма. Как и во многих других произведениях Верди, психологические проблемы героев сталкиваются здесь с крупными политическими проблемами. В центре “Аиды” — любовный треугольник и большая война. Меня утомили типичные постановки: все эти груды песка, разноцветные иероглифы, слоны, верблюды… С другой стороны, мне не хотелось ставить “Аиду” так, как ее сейчас ставят, скажем, в Германии или как поставили в “Ковент-Гардене” — с прямыми отсылками к современным военным конфликтам. Я хотел поставить ее по-новому, необычно, но в рамках того, что содержится в самом произведении Верди, с уважением к нему», — приводятся слова режиссера на сайте Мариинского театра.
Дель Монако отметил, что египтяне использовали архитектуру как политическое высказывание, поэтому «Аиду», по его мнению, «нельзя ставить в немасштабных декорациях». В новой постановке декорации на сцене будут напоминать древнеегипетские сооружения, сделанные из базальта, вулканической лавы. Общая площадь декораций превышает 1 300 кв. м. На сцене возведут монументальные колонны высотой 10 м и грандиозные статуи высотой 9 м. Для спектакля создали 400 костюмов, 100 щитов, 100 масок и множество других предметов реквизита и бутафории. Художником по декорациям предстоящей премьеры выступил Антонио Ромеро, художником по костюмам — Габриела Салаверри.
Как отметили в Мариинском, партию Аиды готовили Мария Баянкина, Жанна Домбровская, Инара Козловская, Татьяна Сержан, Ирина Чурилова; партию Амнерис — Анна Кикнадзе, Юлия Маточкина, Екатерина Семенчук, Дарья Терещенко, Зинаида Царенко, Ирина Шишкова; партию Радамеса — Ахмед Агади, Хачатур Бадалян, Михаил Векуа, Олег Видеман, Дмитрий Демидчик, Саян Исин, Нажмиддин Мавлянов, Ярамир Низамутдинов.
«У нас 140 артистов хора! В финале второго акта у нас участвуют 300 человек, это ведь триумфальный марш, триумф! Здесь нельзя ограничиться каким-то маленьким шествием. На постановку этой сцены меня вдохновил Парад Победы на Красной площади в 1945 году. Я был потрясен этим зрелищем, тем, как советские солдаты бросали нацистские знамена. Триумф — это всегда чья-то победа и чье-то поражение», — отметил Джанкарло дель Монако. В спектакле также будет задействован экзотический «артист» — настоящий 15-летний питон, длина которого составляет 2,5 м, рассказали в театре.
О режиссере и об опере
Джанкарло дель Монако, сын знаменитого тенора Марио дель Монако, за шесть десятилетий творческой деятельности поставил более ста опер в крупнейших театрах мира: в Париже, Милане, Риме, Турине, Неаполе, Болонье, Барселоне, Мадриде, Севилье, Берлине, Мюнхене, Штутгарте, Вене, Нью-Йорке, Пекине и других городах. В 1996 году в Мариинском театре поставил вердиевского «Отелло», взяв за основу собственный спектакль, созданный в Боннской опере в 1992-м. В 2024 году в Большом театре России поставил «Риголетто».
Мировая премьера «Аиды» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире. В России опера была впервые представлена в Санкт-Петербурге, на сцене Большого (Каменного) театра, великого предка Мариинского, ровно 150 лет назад — в 1875 году. А спустя всего два года, в 1877 году, «Аида» была представлена и на сцене Мариинского театра, которую сегодня именуют исторической. С первого исполнения в России «Аида» имеет огромный успех у публики и уже полтора века не сходит с театральных подмостков.