
Голос, манера говорить, взгляд и даже смех — все это стало неотъемлемой частью образа Татьяны Васильевой. По ним мы легко узнаем ее даже с закрытыми глазами. Актриса умеет быть разной: смешной и грустной, эксцентричной и глубокой, яркой и сдержанной. Ее героини — это не просто персонажи, а живые люди, которых хочется то обнять, то посмеяться над их чудачествами.
Втайне от родителей
Татьяна Васильева (девичья фамилия — Ицыкович) родилась в Ленинграде в 1947 году в семье, далекой от искусства. Ее отец работал слесарем, мать была экономистом. С детства Татьяна мечтала о сцене, посещала театральные и литературные кружки, но родители не одобряли ее увлечений. Они даже не подозревали, что дочь тайком готовилась к поступлению в Школу-студию МХАТ.
Конкурс был огромным — 500 человек на место, но Татьяна прошла. Когда она сообщила о своем решении, отец приехал в Москву, чтобы забрать документы. Однако ректор и преподаватели уговорили его дать дочери шанс. Они уже видели в ней потенциал.
Жизнь на подмостках

В сердце Татьяны Васильевой сцена всегда занимала особое место. В 1969 году актриса дебютировала в Московском театре сатиры. Одной из первых заметных ролей будущей звезды стал клоун Бук в спектакле «Пеппи Длинный Чулок». За годы работы в труппе она сыграла в таких постановках, как «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца, «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Ревизор» Николая Гоголя и «Самоубийца» Николая Эрдмана.
С 1983 по 1992 год Васильева служила в Театре имени Маяковского, а с 1996 по 2023 год — в Театре «Школа современной пьесы». Позже участвовала во многих театральных проектах, а сейчас она в труппе «Миллениума». Спектакли Татьяны Григорьевны всегда собирали полные залы. Она играла так, что зрители в одних постановках не могли сдержать смеха, а в других — плакали, не скрывая слез.
Семь лет до главной роли

В кино Васильева дебютировала в 1972 году в детском фильме «Всмотритесь в это лицо», а первую главную роль получила спустя семь лет. Всего в ее фильмографии более 130 проектов, талант был отмечен множеством наград. В 1992 году Васильевой присвоили звание народной артистки РФ, также она кавалер орденов Почета и Дружбы.
В день рождения Татьяны Васильевой вспомним несколько ее ролей, которые навсегда вошли в антологию отечественного кинематографа.
Энни в «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975)

В комедии режиссера Виктора Титова Татьяна Васильева сыграла роль веснушчатой Энни. Фильм основан на пьесе Брэндона Томаса «Тетка Чарлея» и рассказывает о приключениях двух молодых людей, которые пытаются жениться на своих возлюбленных, но сталкиваются с препятствиями в лице опекуна девушек — судья Кригс не хочет упускать из рук их наследство.
Татьяна Васильева в «Здравствуйте, я ваша тетя!» — обаятельная и нежная героиня, которая хочет быть счастливой. И хоть персонаж не является центральным, но добавляет в картину много ярких красок.
Дуэнья в одноименном телеспектакле (1978)

В музыкальной комедии «Дуэнья» актриса сыграла одну из своих самых запоминающихся ролей — дуэнью Доротею. Фильм, снятый режиссером Михаилом Григорьевым по мотивам пьесы Ричарда Шеридана, рассказывает о приключениях в Испании XVIII века. И снова второстепенный персонаж Васильевой становится мощным и притягательным. Доротея — это сочетание остроумия, хитрости и доброты. Она знает, как добиться своего, но при этом остается верной себе и своим принципам.
Сусанна в «Самая обаятельная и привлекательная» (1985)

Циничная, язвительная, но при этом безумно обаятельная сотрудница НИИ — визитная карточка Васильевой. В который раз актриса доказывает, что второстепенный персонаж может стать главным украшением фильма. В комедии «Самая обаятельная и привлекательная» Сусанна помогает своей подруге Наде (Ирина Муравьева) преобразиться и привлечь внимание мужчин, но в итоге та осознает, что истинное счастье не в искусственных методах обольщения, а в простых человеческих отношениях. Что однако не делает Сусанну менее убедительной.
Елена в «Увидеть Париж и умереть» (1992)

В драме режиссера Александра Прошкина Татьяна Васильева сыграла одну из своих самых глубоких ролей — Елену Орехову. «Увидеть Париж и умереть» рассказывает о жизни матери-одиночки в Москве 1960-х, которая вкладывает всю свою любовь и энергию в сына-пианиста. Елена готова на все, чтобы обеспечить будущее ребенка. Она одновременно и любящая мать, и сильная женщина, которая борется с трудностями.
Васильева передала всю сложность и эмоциональность персонажа, что принесло ей высокую оценку критиков и зрителей. Ее игра была отмечена премией «Ника» за лучшую женскую роль в 1992 году, а также призом за лучшую женскую роль на Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в 1993 году.
Фаина Раневская в телесериале «Звезда эпохи» (2005)

Противоречивый образ известной советской актрисы был по силам только второй такой же мощной личности. И Васильева с задачей справилась. Ее Раневская в сериале «Звезда эпохи» — живая, многогранная, интересная.
Телевизионная драма основана на романе Натальи Пушновой «Валентина Серова. Круг отчуждения», который в художественной форме рассказывает о жизни и творчестве популярных актрис того времени. Хотя Фаина Раневская не является главным персонажем сериала, ее присутствие важно для понимания атмосферы и культурного контекста.
Детей любила больше мужей

Татьяна Васильева — человек с характером. Она никогда не боялась говорить то, что думает, и всегда оставалась верной себе. Из своей непростой личной жизни актриса тоже не делала секретов, и та была не менее яркой, чем творчество.
Первым мужем Татьяны Григорьевны стал актер Анатолий Васильев. Но их брак, заключенный в 1973 году, не выдержал испытаний. Артистка признавалась, что в их отношениях не было счастья: муж не разделял ее увлеченности работой, и домашние хлопоты легли на ее плечи. В конечном итоге, родив сына Филиппа, они расстались.
Вторым мужем Васильевой стал еще один коллега — Георгий Мартиросян. Их роман начался бурно, но быстро превратился в череду скандалов. Об изменах мужа актриса узнала, когда была беременна дочерью Елизаветой. Брак распался в 1995 году после череды ссор и даже рукоприкладства. И если такое отношение к себе Васильева могла потерпеть, то тиранить сына не позволила.
После развода у Татьяны Васильевой было несколько романов, в том числе с известным художником Никасом Сафроновым. Однако ни один из них не завершился официальным браком. Сегодня Васильева живет одна, черпая вдохновение в творчестве.

Отношения с детьми и внуками также складывались непросто. Сын Филипп и дочь Елизавета давно выросли, но конфликты с бывшей невесткой Анастасией Бегуновой омрачали жизнь актрисы. После развода Филиппа и Анастасии Васильева лишилась возможности видеться с внуками. Чтобы восстановить отношения, она купила им две квартиры в Москве, потратив около 30 миллионов рублей.
Держать форму

78-летняя Татьяна Васильева продолжает работать, хотя ярких ролей в кино у нее стало значительно меньше. Многие ее поклонники мечтают о моноспектакле, созданном именно для артистки, который позволил бы раскрыться ее зрелому таланту.
Сама она сосредоточилась на театре и участии в телепроектах, за скандальность которых многие ее критикуют.
Но никто не станет отрицать, что для своих лет Васильева выглядит великолепно и, что немаловажно, достойно. Она не скрывает, что прибегала к помощи пластических хирургов, но не меняет внешность радикально.
Главный секрет молодости Васильевой — активный образ жизни, спорт и правильное питание. Оставаясь всю жизнь в одном весе и комплекции, она как будто противостоит времени.