
Советское кино не только развлекало — это была витрина стиля, идеологии и социальных изменений. Одежда героев всегда что-то говорила об их характере, статусе, взглядах и эпохе. Рассказываем о моде в советском кино и самых знаковых ее образцах.
В условиях тотального дефицита кино становилось для зрителей источником модных идей, а иногда и единственной возможностью увидеть «красивую жизнь». Проследим, как менялась мода в советских фильмах и что это говорило о стране.
1930—1950-е: Парадность и дисциплина

В сталинскую эпоху костюмы в кино четко делили героев на «своих» и «чужих». Положительные персонажи — рабочие, колхозники, партийные деятели — носили скромную, но опрятную одежду, подчеркивающую их трудолюбие.
В «Кубанских казаках» (1949) женщины щеголяют в пышных юбках с фартуками и ярких платках — это идеализированный образ колхозной жизни.
В «Светлом пути» (1940) героиня Любови Орловой из простой работницы превращается в передовика производства, и ее наряд меняется от скромного платья до элегантного костюма с шелковым воротником — символ успеха и сдержанный образец элегантности, уместный при социализме.
Мужчины-руководители, например, в фильме «Волга-Волга» (1938), носили строгие тройки и френчи, подчеркивающие их статус.
В то же время отрицательные персонажи — спекулянты, бюрократы, «пережитки прошлого» — часто изображались в мешковатых пиджаках, кричащих галстуках или, наоборот, излишне буржуазных нарядах. Идеальный же советский гражданин был одет аккуратно и с достоинством, без излишнего декора и украшений.
1960-е: оттепель и первые модные эксперименты

С приходом хрущевской оттепели в кино проникает дух свободы. Герои стали одеваться ярче, смелее, а западные веяния уже не скрывались, а обыгрывались.
В «Я шагаю по Москве» (1963) Никита Михалков появляется в стильном приталенном пиджаке, узких брюках и рубашке с расстегнутым воротом — это образ нового поколения, легкого и раскованного.
Молодые люди в фильме 1964 года «Застава Ильича» одеваются вполне по-европейски. Юноши носят элегантные тренчи и кожаные куртки, девушки — платья-футляры, жакеты в стиле Шанель с крупными пуговицами и платки на голове, повязанные в стиле итальянских див.
Комедия «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1967) запомнилась зрителям нарядами юной Натальи Варлей. Она сочетала в себе женственность и дерзость и одинаково очаровательно выглядела в приталенном платье и облегающих бриджах.
1970—1980-е: Дефицит vs киношный шик

В брежневскую эпоху разрыв между экранной модой и реальностью стал огромным. На фоне тотального дефицита кино показывало то, чего у людей не было.
В «Иронии судьбы, или С легким паром!» (1975) героиня Барбары Брыльски щеголяет в стильном кашемировом пальто, шерстяных юбках и элегантных сапогах — недостижимый идеал для большинства советских женщин.
В «Служебном романе» (1977) Алиса Фрейндлих сначала носит строгие костюмы «синего чулка», но после преображения появляется сперва в вечернем шелковом платье, а потом — в элегантном, подчеркивающем одновременно и ее фигуру, и статус руководителя. Секретарша Верочка вообще предстает перед зрителем знатоком моды и различных полулегальных способов приобретения одежды и обуви. Она щеголяет в высоких сапогах гармошкой и мини-юбке.
«Асса» (1987) стала манифестом андеграунда: кожаные куртки, рваные джинсы, мужская кепка на голове юной героини, нарочитая небрежность и богемная многослойность нарядов — все говорит о надвигающейся перестройке и крушении советских идеалов.

Советское кино уникально тем, что, с одной стороны, оно продвигало нужную правительству идеологию, с другой — преодолевало ее, обращаясь к западным образцам и создавая что-то новое. Так и с модой в любимых фильмах: есть положительные герои в скромной неброской одежде, как, например, в фильмах «Доживем до понедельника» или «Весна на Заречной улице», а есть дерзкие персонажи — героиня Светланы Светличной из «Бриллиантовой руки» и юная Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи», меняющая яркие образы для каждой песни. И тех, и этих любят зрители.