События 1905 года изложены в фильме Эйзенштейна с лояльностью учебника истории. Не упущен ни факт трагической гибели матроса Вакулинчука, ни эффектное выбрасывание за борт офицерского состава броненосца. Но знаменита картина не этим. А кадрами повешенной на мосту лошади и скатывающейся по Потемкинской лестнице коляске с младенцем, с помощью которых начинающим режиссерам объясняют, что такое катарсис.
Историческая драма о борьбе царя Ивана IV за объединение феодальной Руси. Вторая серия, вызвавшая неодобрение Сталина, была запрещена и выпущена на экран лишь в 1958 году. В первой части показан молодой государь, сумевший укрепить свою раздробленную страну. Его решения, порой, были, жесткими, но приводили к необходимому итогу.
Пионера Петю Константинова, отдыхающего в лагере «Артек», награждают книгой «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Вместе со своими друзьями Петя отправляется на парусной лодке на морскую прогулку к островам Адалары. Там пионервожатый вслух читает ребятам книгу. Во время чтения Петя засыпает, и ему снится сон, в котором он оказывается в мире Гулливера. «Новый Гулливер» — первый фильм в мировом кинематографе, в котором актер действует в художественном пространстве, созданном средствами мультипликации.