Пионера Петю Константинова, отдыхающего в лагере «Артек», награждают книгой «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Вместе со своими друзьями Петя отправляется на парусной лодке на морскую прогулку к островам Адалары. Там пионервожатый вслух читает ребятам книгу. Во время чтения Петя засыпает, и ему снится сон, в котором он оказывается в мире Гулливера. «Новый Гулливер» — первый фильм в мировом кинематографе, в котором актер действует в художественном пространстве, созданном средствами мультипликации.
Советский фильм-сказка по мотивам пьесы Тамары Габбе. На прославленный Город Мастеров нападают иноземные захватчики, которых направил жестокий герцог де Маликорн. Всех жителей поработили, заставив отныне работать на своего угнетателя. Но некоторым удалось укрыться в близлежащем к городу лесу. Оставшиеся на свободе организовали партизанский отряд, чтобы выступить против жестокого режима. А главным предводителем и вдохновителем стал местный горбун по имени Караколь, подрабатывающий в городе дворником. Караколю было предсказано, что он станет освободителем и женится на любимой.
Войска Тевтонского ордена приближаются к западным границам Руси и захватывают Псков, нещадно истребляя местное население. Надеясь на поддержку Папы Римского, рыцари-завоеватели заранее делят русские земли, присваивая себе княжеские титулы. Чтобы выгнать супостатов из родных краев, новгородский люд собирает вече, на котором решено выдвинуться на врагов дружиной под предводительством опытного полководца Александра Невского. История героического князя показана Эйзенштейном со всем свойственным ему кинематографическим размахом. Битва на Чудском озере интересна не только необычной расстановкой планов, но и натуральными съемками, а также облегченными доспехами тевтонцев, изготовленными умельцами Мосфильма специально для воплощения замыслов великого режиссера.