Подмосковье, 1940 год. Небольшой дачный поселок отдан на откуп полку танкистов. Сестры Мурашовы ведут привычную жизнь, не помышляя о грядущей войне. Ветреная и легкомысленная Шура готовится к очередному экзамену, а своенравная Галя дает уроки математики прибывшим военным. Внимание девушек привлекают двое мужчин: бравый командир роты Петр Колчин и робкий, интеллигентный учёный-биолог Глеб Заварцев. Вопреки роковым событиям грядущей войны, сердца четырех людей останутся связаны навеки.
Войска Тевтонского ордена приближаются к западным границам Руси и захватывают Псков, нещадно истребляя местное население. Надеясь на поддержку Папы Римского, рыцари-завоеватели заранее делят русские земли, присваивая себе княжеские титулы. Чтобы выгнать супостатов из родных краев, новгородский люд собирает вече, на котором решено выдвинуться на врагов дружиной под предводительством опытного полководца Александра Невского. История героического князя показана Эйзенштейном со всем свойственным ему кинематографическим размахом. Битва на Чудском озере интересна не только необычной расстановкой планов, но и натуральными съемками, а также облегченными доспехами тевтонцев, изготовленными умельцами Мосфильма специально для воплощения замыслов великого режиссера.
Пионера Петю Константинова, отдыхающего в лагере «Артек», награждают книгой «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Вместе со своими друзьями Петя отправляется на парусной лодке на морскую прогулку к островам Адалары. Там пионервожатый вслух читает ребятам книгу. Во время чтения Петя засыпает, и ему снится сон, в котором он оказывается в мире Гулливера. «Новый Гулливер» — первый фильм в мировом кинематографе, в котором актер действует в художественном пространстве, созданном средствами мультипликации.