Разгар учебной недели. В класс, где преподает молодая учительница Наташа Горелова, новенькая в школе, заглядывает историк Илья Семенович. Он застает интересную картину: весь класс вместе с Наташей ловит залетевшую в помещение ворону. Поведение девушки, вчерашней выпускницы, кажется Илье Семеновичу «излишне либеральным», и он замечает это. Смутившись, учительница решает занять жесткую позицию по отношению к ученикам, но они уже привыкли к ее легкому и покладистому характеру и потому решили бойкотировать следующий ее урок. Мало кто знает, что Наташа так отреагировала на слова Ильи Семеновича, потому что влюблена в него еще со школьной скамьи. «Доживем до понедельника» получил главный приз VI Международного кинофестиваля в Москве в 1969 году.
Трагическая история отношений советских подростков Сережи Лаврова и Клавы Климковой. В центре сюжета — мучительные переживания неопытного интеллигентного юноши, глубоко задетого несбывшимися мечтами о большой и чистой любви. Сережа и Клава познакомились еще в садике. С тех пор дети всегда и во всем неотступно сопровождали друг друга. К моменту окончания школы юноша стал для Клавы чем-то вроде надоедливой игрушки. В то время как Клава всегда была для Сережи живым воплощением настоящей любви. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» — слова отчаявшегося мальчишки из короткой предсмертной записки, спрятанной в пустой цветочной вазе.
Кирилл Алексеевич, отставной армейский офицер, становится директором школы. Привыкший к строгости и распорядку дня, он сталкивается с беспорядочной суетой повседневной школьной жизни. Нелегко найти понимание с детьми и учителями, особенно с любимицей школьников — Мариной Максимовой, преподавателем литературы. Однако Марина немало удивляется, обнаружив в «придирчивом» Назарове проницательность, тактичность и опыт преподавателя. «Ключ без права передачи» стал лауреатом множества престижных кинофестивалей, среди которых приз за лучшую режиссуру на Всесоюзном кинофестивале в Риге, специальный приз жюри на Московском кинофестивале и другие.